Главная » Статьи » Мои статьи

Дважды рождение.Симбиоз мамы и малыша

Начнем с того, что такое "симбиоз"? 

Понятие это пришло с биологии, с наблюдений за животным миром. А теперь обосновано внедрилось и в психологическую ниву.

Как описывает биологический словарь ( ведь мы же с Вами, дорогие читатели, существа биологические в том же числе?..), симбиоз - это тесное и продолжительное сосуществование, например, двух индивидов. При этом происходит их взаимоадаптация. Сейчас мы говорим о матери и ребенке ,поэтому, симбиоз - тесное и продолжительное сосуществование матери и ребенка, в жизнетечении которых происходит взаимоадаптация.

В природе симбиоз имеет много разных форм, их можно встретить и в человеческих отношениях. Но об этом позже.

Когда внутри женщины зарождается новая жизнь, этот момент можно назвать началом симбиотических отношений матери и ребенка. Сейчас это жизненно необходимо и есть главной запорукой появлению малыша на свет. Если рассматривать биологические формы сибиоза, то пожалуй, на этом этапе это, с одной стороны - эндосимбиоз ( когда один индивид живет внутри другого), а с другой стороны? Очень удивительно! - Ведь именно с момента появления новой жизни, момента появления симбиотической связи мамы и малыша, эта симбиотическая связь уже может быть разной. Все мы очень хотим верить ,что беременность, по крайней мере, не приносит вреда женщине ни на уровне физического здоровья, ни на уровня психо-эмоционального состояния. Но ,часто, в жизни бывает не так. Мы очень радуемся ,когда беременность положительно влияет на женщину, хотя бы в каком-то аспекте ее жизни. И очень огорчаемся и переживаем, когда во время беременности здоровье  ,а то и жизнь матери попадает под угрозу. Сейчас мы говорим о том, как себя может чувствовать мать в только образовавшемся симбиозе. Эти ситуации всем знакомы. Но очень мало мы говорим о том, как себя чувствует будущий малыш на этапе образования симбиоза? Очень здорово и жизненно важно, если женщина реагирует позитивно или нейтрально на всех доступных ей уровнях : телесном, эмоциональном... Тогда только появившаяся жизнь в симбиотической связи будет развиваться. Но если мама реагирет на свою беременность негативно сознательно или нет, тогда жизни плода угрожает опасность. И, в зависимости от многих факторов, эта опасность может быть выражена небагоприятной средой для развития, которая будет тормозить этот процес или же, на худой конец - прерыванием жизни плода. Сюда можно отнести много различных диагнозов из акушерства и гиникологии. К примеру - функциональное бесплодие, самопризвольные выкидыши, неразвиваюшаяся беременность, задержка развития плода,преждевременные роды и т.д. Но мы привыли видеть в этих примерах лишь физиологичесую компоненту.

На данном этапе, ответственность за новую жизнь и новую симбиотическую связь несет мама и только она может, по возможности, может повлиять на выбор того или иного вида симбиотической связи с малышом.

Когда ребенок рождается, характер симбиотической связи меняется. Момент рождения- начало трудного пути от тесной симбиотической связи матери и ребенка до полного отделения и становления новой автономной личности. Этот путь начинается моментом физического (телесного) рождения и заканчивается вторым рождением ребенка - психологическим.

После появления малыша на свет, его симбиотические отношения с мамой видоизменяються. С биологческой точки зрения, их можно назвать эктосимбиозом. Тоесть такой совместной жизнью ("симбиоз" в переводе с греческого - "совместная жизнь"), при которой организмы соприкасаются непостоянно. Тоесть взаимосвязь матери и ребенка становится не такой тесной и абсолютной. Но симбиоз и далее продолжает оставаться очень интенсивным. Мама кормит малыша грудью, они пребывают в тесном телесном и эмоциональном контакте, мама обеспечивает безопасность и удовлетворени всех потребностей малыша. Но уже вскоре после появления на свет, малыш начинает выражать свою потребность в индивидуации. Впервые она проявляется у младенца уже в первые дни его жизни, когда ребенок пытается отделиться от мамы или другого опекуна, путем контроля зрительного контакта с ним. Далее, основными ступеньками на пути отделения ребенка будут : овладение навыками хотьбы ,отлучение от материнской груди. И если процес отделения ребенка поддерживается матерью, то его развитие происходит гармоничным образом. Если в этих первых переживаниях малыш встретит поддержку, радость и свободное разрешение, то ребенок постепенно выходит из симбиотических отношений с мамой и учиться быть самостоятельной ,увереной в себе личностью. Но что же будет ,если все происходит не совсем так, как хочеться? Если первые проявления независимости будут восприняты мамой и ближайшим окружением со страхом, будут встречены наказанием или черезмерным сдерживанием?Тогда ребенок будет развиваться совершенно иначе. Временно необходимая симбиотическая связь начинает закореневать и превращаться в постоянный стиль взаимодействия малыша с мамой, а вскоре ,именно такой вид взаимодействий ( симбиотический) станет прототипом отношений ребенка в будущем.

Очень часто молодая мама только и слышит советы от значимых окружающих ( своей матери, свекрови ,педиатра и т.д.) ,как укоренить излишне симбиотические отношения со своим ребенком. К примеру : " не сади малыша до такого-то месяца, даже если он сам пытается сесть - это может навредить его позвоночнику, не ставь его на ножки до такого-то месяца ( по тем же причинам), нельзя катать малыша на горке повыше ,он еще не дорос, малыш должен быть постоянно с мамой до 3-х лет, не зря же дают декретный отпуск на такое время". И много других примеров.

Как же распознать, здоровый ли симбиоз у матери и ребенка или стоит что-то изменить?

Категория: Мои статьи | Добавил: Astarte (04.10.2013)
Просмотров: 989 | Теги: симбиоз матери и ребенка, психологическая связь матери и ребе | Рейтинг: 0.0/0